- Документооборот (ECM)
- Технология: Общие центры обслуживания
Цели проекта
Модернизация существующей автоматизированной информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью (АИС ФХД), включающая в себя адаптацию и настройку прикладного программного обеспечения для обмена документацией, ведения бухгалтерского учёта и подготовки отчётности в специализированных структурных подразделениях – Централизованных бухгалтериях и/или центрах обслуживания учреждений.
Модернизация направлена на решение следующих задач:
- обеспечение прозрачности, открытости и подотчётности ФХД исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Иркутской области;
- повышение качества, достоверности и оперативное формирование бухгалтерской (бюджетной) и управленческой отчётности;
- повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счёт формирования единого информационно-аналитического пространства;
- формирование и развитие единой методологии и технологического обеспечения управления ФХД исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Иркутской области.
Ситуация до внедрения
В 2018 году был начат процесс централизации деятельности государственных учреждений Иркутской области. Была создана единая АИС ФХД на основе облачных технологий и платформы "1С:Предприятие 8", в облачную систему были переведены 34 органа власти и 600 учреждений. Данная единая система учёта является одной из самых масштабных облачных систем в России.
С учётом дифференциации направлений деятельности и отраслей среди государственных учреждений Иркутской области остался актуальным вопрос по обеспечению единой методологии учёта, повышению качества бухгалтерской и управленческой отчётности. В каждом из учреждений есть свои особенности бюджетного (бухгалтерского) и управленческого учёта, системы начисления заработной платы, которые, хотя и соответствуют отраслевым нормам, тем не менее, сильно различаются. Подобные различия приводят к снижению оперативности, препятствуют проведению комплексного анализа, общеотраслевых и межотраслевых исследований, выявлению тенденций в различных сферах, а также принятию качественных управленческих решений.
Было принято решение о старте проекта по централизации учёта в государственных учреждениях Иркутской области. В качестве пилотной группы были выбраны учреждения Министерства культуры и архивов Иркутской области. Для передачи полномочий по ведению бухгалтерского учёта создано учреждение ГКУ ИО "Единый центр обслуживания в сфере культуры".
Уникальность и инновационность проекта
Для обеспечения деятельности централизованной бухгалтерии ГКУ ИО "Единый центр обслуживания в сфере культуры" (ЕЦО) были разработаны единые методологические стандарты ведения бухгалтерского и кадрового учёта и расчёта заработной платы. Проведен анализ штатной численности бухгалтерских служб учреждений, объёма обрабатываемых документов и др.
Разработано Соглашение о передаче полномочий от учреждения в ЕЦО, в котором детально описаны функции, права и обязанности обеих сторон, разграничение их ответственности, график ведения учёта и формирования отчётности учреждения.
Именно благодаря большой предварительной методологической проработке всего процесса реализация проекта оказалась успешной.
В централизованной бухгалтерии внедрен эффективный механизм управления персоналом. На основе статистики о занятости производится оценка работы сотрудников и распределение нагрузки, что в свою очередь позволяет уменьшить временные затраты на выполнение задач.
В ходе реализации проекта удалось полностью отказаться от бумажного документооборота между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми предприятиями даже по таким сложным процессам как авансовый отчет, движения нефинансовых активов и материальных запасов путем внедрения сервиса подписания документов электронно-цифровой подписью. Организация безбумажного документооборота позволила существенно сократить время обработки первичных документов, более оперативно производить оплату поставщикам и подрядчикам, производить расчеты с сотрудниками учреждений.
Благодаря формированию скан – образов первичных документов учреждения, перешедшие на централизованный бухгалтерский учет, имеют в программном продукте "1С:Документооборот государственного учреждения" полный архив учетной документации в электронном виде. Наличие сканов первичных документов ускоряет процесс предоставления информации по камеральным проверкам налоговых органов и других контролирующих организаций.
Публикации о проекте
Дополнительная информация к описанию проекта
ОГАУ "ИТЦИО" выполняет работы и оказывает услуги в области развития и обеспечения функционирования корпоративной информационной системы исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
Результаты проекта
На данном этапе полностью завершена передача учётных функций 24 пилотных государственных учреждений культуры, а также ИОГВ - Министерство культуры и архивов Иркутской области. Между ЕЦО и учреждениями согласованы и подписаны соглашения о передаче полномочий.
- Утвержден реестр процессов, используемых в документообороте между ЕЦО и учреждениями
- Разработана и утверждена матрица маршрутов по всем процессам
В 24 учреждениях пилотной группы перед началом проекта работали 80 бухгалтеров. В процессе централизации функций учёта была проведена оптимизация штатной численности: часть сотрудников переведена в ЕЦО на должность бухгалтера, остальные ставки в учреждениях сокращены. На текущий момент в учреждениях работает 25 сотрудников. В ЕЦО работает 38 бухгалтеров.
Таким образом, видимым результатом на текущий момент является снижение государственных расходов на содержание бухгалтерских служб. В дальнейшем ожидается более глубокое проявление экономического эффекта от централизации учёта.
- Своевременный расчёт и выплата заработной платы
- Своевременная сдача деклараций и отчётности в различные контролирующие органы
- Оперативное предоставление консолидированных отчётов в Министерство финансов Иркутской области
- Отсутствие штрафных санкций со стороны ИФНС за несвоевременное предоставление деклараций и несвоевременную оплату налогов
- Исправление ошибок по ведению учёта в предыдущих периодах
- Возможность проведения анализа эффективности работы сотрудников учреждений и ЕЦО
- Оперативное получение сводной информации по учреждениям
Повышение качества бухгалтерских услуг помогает вывести управление финансами региона на новый уровень. Прозрачность данных и их корректность позволяют консолидировать актуальную информацию по всем учреждениям региона и на её основе принимать эффективные управленческие решения.
Экономическая эффективность позволяет оптимизировать бюджет и направить сэкономленные бюджетные средства на важные социальные проекты.
-
1С:Документооборот государственного учреждения
:
- Межведомственный электронный документооборот
- Регистрация входящих и исходящих документов
-
1С:Общий центр обслуживания. Централизованная бухгалтерия КОРП
:
- Автоматизация процессов передачи полномочий по ведению учета
- Организация ведения учета и взаимодействия ЦБ и Учреждений
Архитектура решения и масштаб проекта
Все учреждения выбранной пилотной группы работают на программном обеспечении фирмы "1С":
- "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 2.0";
- "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 3.1";
- "1С:Технология публикации решений 1cFresh";
- "1С:Предприятие 8.3 КОРП".
Для реализации целей проекта было принято решение о внедрении программных продуктов:
- "1С:Документооборот государственного учреждения 8" - для организации электронного документооборота между обслуживаемыми учреждениями и централизованной бухгалтерией;
- "1С:Общий центр обслуживания. Централизованная бухгалтерия КОРП" - для управления процессами ведения учёта учреждений, передавших функции ведения учёта и формирования отчётности в централизованную бухгалтерию
Архитектура централизованной системы показана на Рисунке 1. Система бесшовно интегрирована с решением "1С:Документооборот государственного учреждения".
Рис. 1. Архитектура АИС ФХД.